Гипнолог Борис Борк

Решения на уровне подсознания

ВАТСАП, +7 (985) 774 56 75, 7745675@gmail.com

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

Рассказы и притчи

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта

Осознанная компетентность. Для начинающих думать.

 

Алекс, ловко орудуя ломтерезкой, сооружал бутерброды, или как он это называл «бутеры». Его явно раздражал звук, довольно тихо работающего импортного механизма. Часы в столовой еще не подобрались к четырехчасовой отметке, в доме было тихо и сосредоточенно. «Мужики» готовились к рыбалке! Кроме Борка и Алекса в доме никого не было, но передвигались они очень аккуратно и бесшумно, разговаривали мало и в полголоса, радио и телевизор не включали. Эта привычка не шуметь, что бы не разбудить жену и детей, у Борка выработалась в молодости, когда он, довольно часто, рано утром уходил на рыбалку. Борк уже давно жил один, но привычка – вторая натура, точнее первая и единственная. Фактически мы все ходячие привычки. От них мы не избавляемся, просто заменяем одни, на другие. Раньше Борк имел привычку курить, затем, не без труда, он ее заменил на привычку не курить. Однажды заметив за собой «дурную» привычку ходить на работу, причем ежедневно, много лет подряд, он заменил ее на привычку никогда не ходить на работу. В отличие от курения это удалось без особого труда. Решив выработать привычку не ходить на работу, он перестал называть любую свою деятельность работой и теперь ходил, ездил, летал исключительно по конкретным, нужным ему лично, делам. Алекс просто копировал поведение Деда, считая, что так оно и должно быть.
Завернув пятислойные «бутеры» в прозрачную тонкую пленку, Алекс упаковал их в свой рюкзачок, подошел к столу, вычеркнул из списка пункт «бутерброды», прочитав оставшийся не вычеркнутым пункт «вода», положил по литровой фляжке в рюкзак себе и деду. С приготовлениями было покончено, все пункты из списка были вычеркнуты. Писать списки по любому поводу была еще одна привычка, Борка и как следствие Алекса.
С вечера Борк прочитал, хранившийся в компьютере, некогда составленный полный список всего, что нужно собрать на рыбалку, удалил то, что не нужно в этот раз, убедился, что добавить нечего, распечатал его и положил на рабочий стол в кухне. Дальнейшие сборы – дело техники. Алекс ознакомился со списком уже утром, добавил туда тетрис для себя, обвел кружочком пункты, за которые отвечает он, вычеркнул то, что уже приготовил и упаковал и начал их планомерно исполнять оставшиеся пункты. В компьютере у Борка, хранился не один десяток разных списков: для походов за продуктами и на пикник, для пляжной поездки за границу и выезд за грибами, для зарубежной командировки и однодневной поездки в близлежащий город. Любые сборы занимали немного времени и усилий, при этом никогда и ничего не забывалось. Привычка – он так привык!
Захватив свой рюкзачок, Алекс вышел на крыльцо, поежился от утренней прохлады, сладко потянулся и подошел к Деду, который прилаживал к багажнику своего велосипеда специальный рыболовный несессер. Велосипед Алекса стоял рядом, и был точной уменьшенной копией велосипеда Борка. На «ближнюю» рыбалку они ездили на велосипедах. Всего четыре километра, полтора из них по тропе через посадку и вдоль реки. На машине не проехать, пешком тоскливо, особенно обратно, велосипед подходил идеально.
- Ты готов? Список перечеркнут? Проснуться не забыл? – Борк выпрямился, ласково потрепал внука по голове и посмотрел на только что оторвавшееся от горизонта ярко красное солнце. Начинался новый день, новые радости, победы, свершения - новая жизнь!
- Можно ехать, я готов! – Бойко отрапортовал Алекс.
- Выходи за ворота, а я все проверю и закрою дом. – Распорядился Борк и отправился за своим рюкзаком на кухню.
Сначала нужно было пересечь поле по грунтовой дороге, потом проехать через березовую посадку по тропинке, которая вела прямо к речке Пахра. Ехали молча, Борк наслаждался природой, восходом солнца, щебетом птиц. Алекс был больше увлечен процессом езды на велосипеде. Он то уезжал вперед, то, замедляя ход, дожидался Деда. Иногда он делал небольшие круги по полю, при этом издавая звуки рычащего мотоцикла. Он никуда не ехал, он просто катался на велосипеде в направлении речки. Ехать скучно, а кататься весело. Дети любое действие пытаются превратить в игру. Взрослые каждое действие превращают в работу. Вероятно, по этому дети постоянно и весело «играют», а взрослые постоянно и тяжело «работают».
Добравшись до места, «Рыбаки» подстроили снасти, закинули удочки и устроились в небольших, складных креслицах. Процесс, как говорится, пошел. Не смотря на пошедший куда-то процесс, подкормку и тихую, чудесную погоду, клевать рыба не спешила. Алекс достал свой тетрис и начал увлеченно нажимать кнопки. Борк как всегда улыбаясь в себя, рассматривал течение реки. Так же спокойно, плавно и уверенно река несла свои воды и сотни, а может быть и тысячи лет назад. Борк подобрал с земли и бросил в воду небольшую щепку. Ее подхватило течением, и она быстро скрылась за поворотом реки. Что с ней будет за поворотом – неизвестно. Она может попасть в более просторные воды Москва реки, потом в Волгу, потом в море... А может быть выброшена на берег сразу за поворотом. И повлиять на это она не в состоянии. Ее несет! Как уж получится. Не имеет даже особого значения ее размер и форма. Ее несет! Как же так получилось, что огромное количество людей на земле так же «несет» по реке жизни. Кто-то родился недалеко от «моря», но доплыл лишь до ближайшего поворота и «моря» так и не увидел, а кто-то начал свой путь с «истока маленькой речушки», но, пройдя все повороты и водовороты, волны и обратное течение, плесы и водопады, доплыл до «моря» и попал в мировой океан. И в мировом океане пенится огромными волнами, теплым Гольфстримом....
Небольшой окунек мгновенно прервал большие мысли Борка, сообщив о своем конфузе ушедшим под воду поплавком. Борк вытащил его на воздух, отцепил от крючка и отправил к родителям в реку. Это была еще одна привычка Борка. Он почти никогда не приносил с рыбалки рыбу. Много лет назад они с приятелем за одно утро наловили килограмм семнадцать великолепного, среднего размера карпа. Удовольствие получили оба огромное, несмотря на постоянно моросящий дождь. Закончив волевым усилием лов и вытащив на берег садок с «добычей», каждый великодушно предложил забрать улов другому. Выяснилось, что рыба никому не нужна в таком количестве. Да и вообще не нужна! Ну не кормимся мы с рыбалки! Все-таки взяли по паре штук по крупней домой, остальное с удовольствием приняли в дар жители соседней деревни. Свои два карпа, Борк по приезде в Москву, торжественно вручил удачно повстречавшемуся соседу, заверив, что все равно пропадет, чистить лень, готовить некому. Это было последний раз, когда Борк отправлял пойманную рыбу в садок. Он смог договориться сам с собой и получил привычку, пойманную рыбу сразу же отпускать. Садок, тем не менее, всегда брался с собой на случай, если уж поймается что-то очень крупное или неординарное. Но с тех пор самая «неординарная» рыбина очень похожая на крупную скумбрию, была им выловлена в Индийском океане, но для океана она была просто «килькой» и так же была отпущена на волю.
Таким образом, «подарив жизнь» еще дюжине несовершеннолетних плотвичек и окуньков, решено было позавтракать. Борк начал распаковывать свой полупустой рюкзак, а Алекс отправился на заготовку хвороста для костра. Из рюкзака Борка был извлечен предмет тихой зависти Алекса - продолговатый медный котелок. Борк купил его по случаю в одной антикварной лавке маленького немецкого городка, название которого уже и не помнил. Это был, вероятно, армейский котелок из металла похожего на медь, с клеймом и, явно вручную, выбитыми какими-то цифрами. Он вмещал чуть больше литра жидкости, имел овальную форму и очень удобно подходил для приготовления чего-либо на одну- две персоны. Персон как раз было две, готовить собирались чай. Конечно не простой, а с дымком и заваренный с соблюдением старинной туристкой традиции, больше напоминавшей шаманский обряд язычников. В молодости Борк был туристом и успел покорить несколько горных вершин и пару десятков порогов. А в далекой молодости даже командовал шлюпкой в настоящем шлюпочном переходе из Ленинграда в Кронштадт.
Вывесив на специальной треноге отечественного производства, котелок, наполненный водой из фляги, Борк быстро и умело развел костер из принесенного Алексом хвороста. Пока закипала вода, на свет были извлечены подстилка, скатерка, кружки, лимон, жестяная коробка с чаем, нож и чудесные «бутеры», сконструированные и приготовленные Алексом. «Бутеры» были сложные и многослойные. Алекс был великим выдумщиком и все стремился модернизировать. «Бутер» в его исполнении представлял из себя следующую конструкцию. Ломтерезкой нарезался черный и белый хлеб, ветчина и сыр. Толщина всех ингредиентов была одинакова и не превышала трех миллиметров. На пластину белого хлеба выкладывалась пластина ветчины, которую накрывал черный хлеб, с тонким слоем сливочного масла сверху. Масло слегка подсаливалось, украшалось небольшими веточками укропа и петрушки и накрывалось пластиной твердого сыра. Завершала конструкцию пластина белого хлеба. При использовании плавленого сыра, сливочное масло исключалось. Это была одна из простейших конструкций «бутера» от Алекса, походный вариант, толщиной не более полутора сантиметров, что было удобно для потребления. Более сложные конструкции, с использованием до трех видов рыбы, вареного яйца и сложной комбинации из овощей и зелени достигали в высоту пяти сантиметров. Такие сложные конструкции Алекс готовил только для себя и своих друзей и к счастью не часто. Сладкие «бутеры» готовились проще и по принципу, меньше хлеба, больше начинки.
Вода в котелке, меж тем, стала подавать признаки жизни, появился пар и многочисленные пузырьки стремились добраться до поверхности, что бы там лопнуть и исчезнуть. Стоило ли для этого так спешить? Но они не знали своего будущего, внизу становилось слишком жарко и тесно – вверх, вверх, и как можно скорее, но там их жизнь прекращалась, а содержание пополняло атмосферу кислородом и влагой. Процесс ускорялся, вода в котелке волновалась, предчувствуя свою неминуемую гибель. Борк и Алекс уже начали приготовления к таинству изготовления напитка, почитаемого во всем мире людском. Из старой жестяной коробки с двумя последовательно открываемыми крышками извлечена щепотка цейлонского чая, оба стояли на ногах вокруг костра, склонившись над ним, и с трепетом ожидали наивысшей точки закипания воды. И вот свершилось, первые капли воды, выплеснувшись из котелка, оросили огонь, участники обряда напряглись, пружинистыми движениями, ритмично, начали склоняться к огню и воде, произнося при этом в такт своим движениям магические заклинания – Унч, Пунч, Кунч. Каждое слово произносилось на персональном выдохе, с нарастающей громкостью и эмоциональностью. В кульминационный момент выкрикивания последнего слова «мантры», «шаман» с максимальной силой швырял горсть чайной заварки в кипящую воду. Счастливые участники ритуала, усталые, но одухотворенные, неспешно, молча и с достоинством рассаживались у костра, с чувством выполненного долга. Котелок снимался с огня, по возможности накрывался крышкой и уже самостоятельно превращал обычную воду и сухие листья в божественный, целебный, уже ритуальный напиток. Роль «шамана» всегда исполнял Алекс. Впервые увидев этот обряд в исполнении Борка, он настолько проникся к нему, что был самым главным хранителем всех тайн и нюансов обряда, выведанных у Деда.
Пока настаивался «эликсир жизни», Алекс рассматривая котелок, произнес.
- Этот котелок старинный. Интересно, что в нем варили?
- Да, для тебя этот предмет является старинным, из прошлого тысячелетия, в котором ты даже не жил. Скорее всего, котелок не на много старше меня, а может быть даже моложе. Значит я тоже старинный! – уважительно и с достоинством произнес Борк.
- Ну что ты Дед, ты очень даже современный.
- Жаль, старина считается антиквариатом и ценится выше современных вещей.
Алекс посмотрел на Деда и не знал, что ответить.
- А давай как-нибудь сварим в этом котелке настоящую походную еду на костре. – Предложил Борк.

 - Давай! – Радостно согласился Алекс. - Только я совсем не умею варить еду.
- Вот и научишься!
- Это очень сложно, надо много знать.
- А твоя мама хорошо умеет готовить?- Борк начал разливать чай из котелка в кружки.
- Мама отлично готовит, очень вкусно и быстро. – Алекс протянул Деду «бутер».
- За то ты лучше ее катаешься на велосипеде!
- А мама умеет кататься на велосипеде? - Удивился Алекс.
- Конечно умеет. Просто ей некогда этим заниматься и нет необходимость куда-то на нем ездить. Но в свое время она научилась и ездила очень не плохо. Все, чему мы научились когда-нибудь, сохраняется на всю жизнь, и в нужный момент мы всегда можем этим воспользоваться.
- Да, кататься на велике классно!- Подытожил Алекс, расправляясь со своим «бутером».
- А ты помнишь, как сам учился кататься на велосипеде?
- Конечно помню! Я научился в прошлом году, когда мы с тобой велики купили. У меня даже шрам остался на ноге. Я еще не умел поворачивать и врезался в дерево. Зато теперь никаких проблем!
- Значит, и еду готовить научишься! Уверяю тебя, это не сложнее велосипеда.
- Ну уж ты сравнил, Дед! Я даже не знаю с чего начать.
- Хочешь, я тебе расскажу, как можно всему научиться?
- Конечно хочу! Но разве можно научиться всему?
- Научиться можно всему, чего ты захочешь. Надо просто захотеть.
-У тебя все просто, ты все уже умеешь!
- И ты все будешь уметь, все что захочешь!- Борк допил «ритуальный» чай, подбросил в костер несколько веток и продолжил.
- Ты помнишь, зачем тебе понадобилось научиться кататься на велосипеде?
- Я очень- очень хотел.
- Конечно хотел, потому и научился! А для чего ты это очень хотел? Зачем тебе это было нужно?
Алекс почесал шрам на ноге, улегся спиной вверх и начал перечислять.
- Я хотел кататься везде, с друзьями, с тобой ездить, и вообще – велик это круто!
- То есть очень хотел, и это тебе было нужно для конкретных целей. Я правильно тебя понял?
- Правильно!
- Вот ты и ответил на самое главное. Научиться можно всему, что тебе действительно нужно! Если ты этого хочешь, значит тебе это зачем-то нужно, а раз тебе это нужно, значит обязательно научишься! Обучение – дело техники, важнее точно знать, зачем и как сильно тебе это нужно. А еду варить, зачем тебе нужно?
Алекс опять задумался, но быстро ответил.
- Я хочу быть самостоятельным. – Борк смотрел на Алекса и молчал. Алексу пришлось продолжить.
- Если я без тебя пойду на рыбалку или в поход, мамы там не будет, варить еду будет некому. Вообще круто уметь готовить настоящую еду, ребята все удивятся. Ну и когда я один остаюсь, вы с мамой постоянно в командировки ездите, я сам себе что-нибудь сварить смогу. А еще мама будет довольна!
- Ну раз у тебя так много причин, и они такие веские – ты обязательно научишься!
- Дед, а ты обещал рассказать, как можно всему научиться!
- Да ты это и сам знаешь. Не веришь?
- Нет, я не знаю как еду варить!
- Как варить еду, пока не знаешь, точнее пока не умеешь это делать. Но как этому научиться ты знаешь. Сейчас ты сам все увидишь, просто отвечай на мои вопросы. - Борк присел у костра и поправил угли и непрогоревшие дрова.
- Чтобы научиться кататься на велосипеде, что ты начал делать сначала?
- Я сразу начал учиться.
- То есть сразу начал пробовать?
- Конечно, но у меня не получалось, потом ты мне немного рассказал как лучше и помог.
- А потом что ты стал делать?
- Потом у меня немного стало получаться, я только тормозить и поворачивать не умел. Потом тормозить научился, мы еще с тобой с горки катались. А потом поворачивать научился.
- А когда ты уже мог самостоятельно ехать, тормозить и поворачивать, сразу легко кататься стал?
- Нет, не сразу. Мне еще с места трогаться трудно было, руль вихлялся и ездил я сначала очень медленно, но потом все стало получаться!
- А ты следил тогда, как ты тормозишь, как поворачиваешь, как удобней руль держать, как сидеть удобней?
- Конечно, я даже сильно уставал тогда, зато сейчас совсем не устаю!
- А сейчас ты обращаешь внимание, как руль держишь, как поворачиваешь, как сидишь?
- Сейчас я вообще об этом не думаю, как-то все само собой получается. Я даже внимания не обращаю, просто еду, и все.
- Ну вот ты все и рассказал, я только напомню тебе. – Борк взял в руки сухую ветку и отломил маленькую палочку.
- Первое что ты начал делать, это сразу пробовать. Ты еще ничего не знал, как надо делать и что надо делать. Ты даже не знал, что ты этого не знаешь! Это первый этап обучения, по научному это называется «Бессознательная некомпетентность», а мы с тобой назовем этот первый этап «НЕЗНАЙКА» То есть ты был сначала «НЕЗНАЙКОЙ». - Борк бросил в огонь отломанную палочку, отломал от ветки новую и продолжал.
- Потом ты понял, чему тебе надо научиться в первую очередь, начал задавать мне вопросы, уточнять, снова пробовать, опять задавать вопросы. Ты уже что-то знал, понимал, что надо спросить, узнать и узнавал. Это второй этап – «Сознательная некомпетентность». Мы с тобой назовем его «НЕУМЕЙКА». Ведь ты уже многое знал, но пока не совсем умел, Правда? – Борк опять бросил в огонь отломанную палочку и отломал от ветки третью.
- Третий этап ученые называют «Бессознательная компетентность». Ты уже все мог делать, но получалось это не очень хорошо и слажено. Ты постоянно следил за тем, что и как ты делаешь, старался делать все лучше и лучше, но сильно уставал. Мы с тобой назовем этот этап «САМОДЕЛКИН». Ведь ты уже почти умел, просто пока еще опыта не хватало, тренировки, сноровки. Постепенно ты стал кататься все лучше и лучше, у тебя все стало получаться, постепенно ты перестал обращать внимание, что и как ты делаешь, и перестал сильно уставать. – Третья палочка полетела в огонь, Борк снова отломил от ветки палочку и продолжал.
- Наконец ты полностью освоился, кататься стало легко, приятно, и как ты сам выразился, все стало получаться само собой! Это наступил четвертый и последний этап, который ученые называют «Сознательная компетентность», а мы с тобой как это назовем?
Алекс был полностью поглощен рассказом, и даже не сразу понял, что Борк задал ему вопрос. Немного подумав, он сказал:
- Давай назовем это «Гонщик».
- В данном случае ты прав. - Борк весело улыбнулся Алексу. – Но это не всегда применимо. А если ты учишься чему-то другому, например, варить еду на костре?
- Тогда это будет «Повар».
- А каким-нибудь общим словом мы можем назвать это состояние, когда человек уже научился делать что-то очень хорошо, делает это легко, и у него это получается само собой?
- Я придумал! – Радостно воскликнул Алекс. – Давай назовем это «МАСТЕР».
- Здорово, отличное название, молодец! Значит ты сейчас «МАСТЕР» по катанию на велосипеде?
- Наверное еще нет! – Смущенно произнес Алекс. – Ведь я не лучше всех катаюсь.
- Пределу мастерства нет, всегда можно все улучшать, но саму последнюю стадию ты назвал очень точно – «МАСТЕР». – Четвертая палочка оказалась в костре, затем туда последовала и вся ветка.
- Вот и все, весь процесс обучения. – Продолжал Борк. - Всего четыре этапа. Сначала «НЕЗНАЙКА», потом «НЕУМЕЙКА», затем «САМОДЕЛКИН» и, наконец, «МАСТЕР».
«НЕЗНАЙКА» ничего не знает и не умеет, но очень хочет и начинает пробовать. Не беда, что пока не получается, ведь если чему-то стоит учиться, то тогда это стоит того, чтобы вначале делать его плохо! Зато он понял, что именно нужно узнать, спросить, возможно, почитать, и уже становится «НЕУМЕЙКОЙ». Продолжая пробовать, у него уже кое-что стало получаться, он уже может пользоваться своими навыками и становится «САМОДЕЛКИНЫМ». А там и до «МАСТЕРА» не далеко, когда само собой все делаться начнет! Вот так всему можно научиться. Просто надо определить, кто ты сейчас. Например «НЕЗНАЙКА», значит надо пробовать, спрашивать, узнавать, и сразу становишься уже «НЕУМЕЙКОЙ». Считай пол пути уже пройдено! А когда «САМОДЕЛКИНЫМ» станешь, у тебя уже и получаться начнет, еще немного и ты «МАСТЕР».
Борк встал, вылил остатки заварки из котелка в костер и протянул его Алексу.
- А теперь, «МАСТЕР», иди мыть котелок, треногу и чашки. Не будет сегодня рыбалки, значит погода поменяется. Давай собираться.
Весь обратный путь Алекс ехал спокойно и молча. Вернее он опять не ехал, а о чем-то думал, одновременно двигаясь на велосипеде в сторону дома. Все-таки по езде на велосипеде он уже был «МАСТЕР». Подъезжая к дому, он вдруг спросил.
- Дед, а давай сегодня в саду разведем костер, я буду пробовать варить еду, буду у тебя спрашивать и сразу стану «НЕУМЕЙКОЙ». Не хочу быть «НЕЗНАЙКОЙ»!
- Конечно попробуем, но кажется дождь начинается. Все равно можем пробовать, надо всегда пробовать и все получится! Давай на перегонки, «МАСТЕР»!

Гипнолог. Борис Борк.

Понравилось?:
1
  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость 18.06.25

Записаться на консультацию
  1. Имя(*)
    Пишем по-русски
  2. E-mail(*)
    Некорректный email.
  3. Телефон
    Неверный Ввод
  4. Неверный Ввод. Формат - киррилица
  5. Код(*)
    Код
      ОбновитьНеверный Ввод

Связаться со мной

Тренинги и семинары по психологии

 

 

Подписаться на рассылку
Создано с помощью